Вернуться

Выкуп земельных участков из государственной и муниципальной собственности: порядок, условия и некоторые особенности

Административное право Земельное право

Выкуп земельного участка позволит повысить капитализацию и конечную стоимость объекта недвижимости, даст возможность усилить позиции компании на рынке и заложить основу под будущие проекты.

В то же время, следует отметить, что как в г. Москве, так и на территории других субъектов Российской Федерации лица, обращающиеся за выкупом земельных участков, нередко сталкиваются с отказами уполномоченных органов или их бездействием в принятии соответствующего решения и направлении проекта договора купли-продажи земельного участка.

Наше принципиальное отличие заключается в том, что мы работаем комплексно и прицельно, чтобы максимально оперативно и грамотно решить поставленные перед нами задачи. А уникальный штат узкоспециализированных специалистов и деловые партнеры являющиеся лидерами в своей области позволяют нам поставить на проект именно тех экспертов, которые хорошо владеют конкретными аспектами работы в сфере недвижимости и земельных правоотношений.

Это значит, что вам не придётся долго объяснять нам суть вопроса, мы быстро поймём, что от нас требуется, и блестяще сделаем свою работу.

Статья 36 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает общие правила выкупа земельных участков при переоформлении юридическими лицами права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право собственности и при выкупе земельных участков под зданиями, строениями и сооружениями.

В соответствии с п. 5 указанной статьи заинтересованное в приобретении прав на земельный участок лицо должно обратиться в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением перечня документов утвержденных Приказом Минэкономразвития РФ от 13.09. 2011 № 475 "Об утверждении перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок".

В соответствии с поправками, внесенными в п. 6 ст. 36 ЗК РФ полномочный на распоряжение земельным участком орган власти в месячный срок со дня поступления указанного выше заявления, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности и осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

До 01.07.2012 года действовали две льготные категории, имеющие право на выкуп по особой цене.

К первой категории относились:

  • коммерческие организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся собственниками расположенных на земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе, в случае если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения
  • коммерческие организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся собственниками расположенных на земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были возведены на таких земельных участках вместо разрушенных или снесенных и ранее отчужденных из государственной или муниципальной собственности зданий, строений, сооружений
  • граждане и некоммерческие организации, являющиеся собственниками расположенных на земельных участках зданий, строений, сооружений, если право собственности указанных лиц на эти здания, строения, сооружения возникло до вступления в силу ЗК РФ и если федеральными законами для указанных собственников не установлен иной порядок приобретения земельных участков в собственность

Ко второй льготной категории относились собственники прочих зданий, строений и сооружений

С  01.07.2012 года выкуп земельных участков собственниками находящихся на них зданий, строений и сооружений, а также переоформление в собственность права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком осуществляется за 100% их кадастровой стоимости.

Исключением являются земельные участки, находящиеся на праве аренды у собственников зданий, строений, сооружений, в отношении которых в период со дня вступления в силу Федерального закона от 27.07.2007 № 212-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» до 1 июля 2012 года было осуществлено переоформление права постоянного (бессрочного) пользования на право аренды и таких земельных участков, которые были образованы из земельных участков, указанных в абзаце третьем пункта 2.2. статьи 3 Федерального закона от 27.07.2007 № 212-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».

Вышеуказанные земельные участки приобретаются в собственность по цене, установленной по правилам и в порядке, которые предусмотрены пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2007 № 212-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», а именно в размере:

  • двадцати процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек;
  • двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.

В соответствии со ст. 11.1. Земельного кодекса Российской Федерации - земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. Чтобы выкупить земельный участок из государственной или муниципальной собственности, он должен быть сформирован как объект и внесен в государственный кадастр недвижимости.

Если государственный кадастровый учет участка не осуществлен или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения, необходимые для выдачи кадастрового паспорта, местные власти в месячный срок утверждают и выдают схему расположения участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Делается это также на основании заявления гражданина или юридического лица, либо обращения исполнительного органа государственной власти. При этом лицо, обратившееся с заявлением, обеспечивает за свой счет выполнение кадастровых и геодезических работ, стоимость которых зависит, в том числе и от размеров участка.

Согласно п.2 ст.66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земли регулируется постановлением правительства РФ от 08.04.2000 г. № 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель", Федеральным законом от 02.01.2000 г. № 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре".

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу). Однако в случае, когда рыночная стоимость земельного участка определена, кадастровая стоимость земельного участка устанавливается в процентном отношении от рыночной стоимости земельного участка.

Государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в пять лет и не чаще одного раза в три года и основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.

Основными факторами, влияющими на кадастровую стоимость конкретного земельного участка, являются:

  • его вид разрешенного использования, определенный в установленном законом порядке
  • размер удельного показателя кадастровой стоимости, определенного для конкретного вида разрешенного использования применительно к кадастровому кварталу

Правила проведения государственной кадастровой оценки земель достаточно подробно регламентированы.

Земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории:

  • земли сельскохозяйственного назначения
  • земли населенных пунктов
  • земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения
  • земли особо охраняемых территорий и объектов
  • земли лесного фонда
  • земли водного фонда
  • земли запаса

Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

Наши специалисты на протяжении 20 лет являются одними из ведущих в России в сфере земельных правоотношений и недвижимости, предлагающие знания и опыт, а также современную и оперативную юридическую, финансовую и техническую информацию.

Компетентность наших специалистов подтверждается признаниями наших клиентов и правительственными наградами за существенный вклад в развитие законодательной базы Российской Федерации.

Заур Алескеров
Заур Алескеров
Президент, управляющий партнер