Вернуться

Новое в регистрации недвижимости

Административное право

В соответствии с п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение права собственности подлежат государственной регистрации.

С 01.01.2017 года вступил в силу новый Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости" от 13.07.2015 № 218-ФЗ (далее по тексту - Закон о регистрации № 218-ФЗ).

Он пришел на смену Федеральному закону от 21.07.1997 № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и Федеральному закону от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости". С 01.01.2017 года эти законы действуют в части, не противоречащей Закону о регистрации № 218-ФЗ. (Перечень действующих статей прилагается).

Новым законом о регистрации на территории России введен единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН), который объединил Государственный кадастр недвижимости и Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Таким образом, две процедуры, кадастровый учет и регистрация права, теперь сведены в одну, что экономит время заявителя и делает операции с недвижимостью более удобными.

Регистрацию прав и государственный кадастровый учет на территории Российской Федерации по-прежнему осуществляет единый федеральный орган исполнительной власти - Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).

Порядок осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в Законе о регистрации № 218-ФЗ не изменился и состоит из следующих этапов:

  1. прием заявления и документов, представленных для проведения государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав
  2. правовая экспертиза документов на предмет наличия или отсутствия установленных законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав
  3. внесение в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) сведений, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, либо уведомление о приостановлении, отказе или прекращении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав
  4. выдача документов после осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, либо после прекращения или отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав

В новом законе о регистрации предусмотрено сокращение не только сроков регистрации, но и выписки об объектах недвижимости предоставляются быстрее.

Так, при подаче одного заявления одновременно в течение 10 дней будут выполнены и постановка на кадастровый учет, и регистрация прав. Если заявителю нужна только одна услуга, то регистрация прав займет не более 7 дней, а на постановку на кадастровый учет уйдет не более 5 дней. Если документы представляются через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, то сроки увеличиваются на два дня.

Выписку об объекте недвижимости можно получить в течение трех дней вместо пяти.

Выписка из Единого государственного реестра недвижимости состоит из 2-х частей:

  1. Сведения об основных характеристиках объекта недвижимости
  2. Сведения о зарегистрированных правах

До 01.01.2017 года документы на кадастровый учет и регистрацию прав можно было подавать в отделение Росреестра только по месту нахождения объекта недвижимости, теперь заявитель может обратиться в любой офис приема-выдачи документов на территории Российской Федерации независимо от местоположения недвижимости.

Услугу, как и было ранее, можно получить в электронном виде, то есть не выходя из дома.

Новый закон о регистрации предусматривает следующие основания для возврата заявления и документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, без рассмотрения:

  • заявление и документы, представленные для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют установленному формату
  • нет информации об уплате государственной пошлины
  • в ЕГРН содержится отметка о невозможности государственной регистрации перехода права, ограничения права и обременения объекта недвижимости без личного участия собственника объекта недвижимости (его законного представителя) и заявление на государственную регистрацию прав представлено иным лицом
  • заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав не подписано заявителем

В Законе о регистрации № 218-ФЗ существенно увеличен перечень оснований, по которым Росреестр может приостановить кадастровый учет и (или) регистрацию прав. Он состоит из 55 пунктов (ст. 26).

Если в течение срока приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав причины, препятствующие осуществлению кадастрового учета и (или) регистрации прав не будут устранены, то Росреестр должен отказать в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (ст. 27 Закона о регистрации № 218-ФЗ).

Новым законом увеличен срок, на который может быть приостановлена регистрация прав.

Так, ранее регистрация прав по решению Росреестра могла быть приостановлена на один месяц, а по инициативе заявителя - на три месяца. Теперь по решению Росреестра (за исключением некоторых оснований, для которых предусмотрены другие сроки приостановления) регистрация может быть приостановлена на три месяца, а по заявлению правообладателя - на шесть.

Срок приостановления кадастрового учета по решению Росреестра не изменился, то есть составляет три месяца, но теперь предусмотрена возможность приостановления учета по заявлению правообладателя сроком на шесть месяцев.

Приостановление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и (или) отказ в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав могут быть обжалованы заинтересованным лицом в суд. (п. 12 ст. 29 Закона о регистрации № 218-ФЗ).

Перечень статей, которые продолжают действовать после вступления в силу Закона о регистрации № 218-ФЗ

1. Федеральный закон от 21.07.1997 № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"

Статья 31.1. Основания выплаты Российской Федерацией компенсации за утрату права собственности на жилое помещение

2. Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости"

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

Статья 2. Правовая основа регулирования кадастровых отношений

Статья 3.2. Орган, осуществляющий государственный надзор за деятельностью саморегулируемых организаций кадастровых инженеров, национального объединения саморегулируемых организаций кадастровых инженеров и ведение государственного реестра саморегулируемых организаций кадастровых инженеров, государственного реестра кадастровых инженеров

Глава 3. Порядок кадастрового учета

Статья 26.1. Обжалование решения о приостановлении

Глава 4. Кадастровая деятельность

Статья 29. Кадастровый инженер

Статья 29.1. Права и обязанности кадастрового инженера при осуществлении кадастровой деятельности

Статья 29.2. Ответственность кадастрового инженера. Договор обязательного страхования гражданской ответственности кадастрового инженера

Статья 30. Саморегулируемые организации кадастровых инженеров

Статья 30.1. Органы саморегулируемой организации кадастровых инженеров

Статья 30.2. Ведение саморегулируемой организацией кадастровых инженеров реестра членов саморегулируемой организации кадастровых инженеров. Раскрытие информации саморегулируемой организацией кадастровых инженеров

Статья 30.3. Национальное объединение

Статья 30.4. Государственный реестр саморегулируемых организаций кадастровых инженеров

Статья 30.5. Регулирование кадастровой деятельности и деятельности саморегулируемых организаций кадастровых инженеров, национального объединения. Осуществление государственного надзора

Статья 31. Формы организации кадастровой деятельности

Статья 32. Осуществление кадастровым инженером кадастровой деятельности в качестве индивидуального предпринимателя

Статья 33. Осуществление кадастровым инженером кадастровой деятельности в качестве работника юридического лица

Статья 35. Основания для выполнения кадастровых работ

Статья 36. Договор подряда на выполнение кадастровых работ

Статья 37. Результат кадастровых работ

Статья 39. Порядок согласования местоположения границ земельных участков

Статья 40. Акт согласования местоположения границ

Глава 4.1. Комплексные кадастровые работы

Статья 42.1. Объекты комплексных кадастровых работ

Статья 42.2. Заказчики комплексных кадастровых работ. Финансирование выполнения комплексных кадастровых работ

Статья 42.3. Исполнители комплексных кадастровых работ

Статья 42.4. Результат комплексных кадастровых работ

Статья 42.6. Порядок выполнения комплексных кадастровых работ

Статья 42.7. Порядок извещения о начале выполнения комплексных кадастровых работ

Статья 42.8. Особенности уточнения местоположения границ земельных участков при выполнении комплексных кадастровых работ

Статья 42.9. Определение местоположения границ земельных участков, устанавливаемых при выполнении комплексных кадастровых работ

Статья 42.10. Порядок согласования местоположения границ земельных участков при выполнении комплексных кадастровых работ

Глава 5. Заключительные положения

Статья 45. Ранее учтенные объекты недвижимости

Статья 46. Обеспечение реализации положений настоящего Федерального закона

Статья 47. Иные заключительные положения

Статья 48. Вступление в силу настоящего Федерального закона