Вернуться

К вопросу о коррупции и GRECO

Административное право

Принимая во внимание то обстоятельство, что коррупция уже является глобальной проблемой для любого государства, следует признать, что исключительно важное значение принимает и международное сотрудничество в области предупреждения коррупции и борьбы с ней. Именно поэтому Россия присоединилась к Группа государств против коррупции (GRECO) в 2007 году, ратифицировав 4 октября 2006 года европейскую Конвенцию об уголовной ответственности за коррупцию.

Международный опыт борьбы с коррупцией выработал эффективные принципы противодействия её. Прежде всего это:

  • независимая судебная власть
  • эффективные антикоррупционные законы, неукоснительное соблюдение которых жестко контролируется
  • независимые антикоррупционные структуры
  • достойная заработная плата и социальные гарантии
  • устранение пробелов в законодательстве, позволяющих «заработать»
  • прозрачная система государственного управления, в т. ч. и в сфере госзаказов и госзакупок
  • ограничение свободы выбора в принятии решения у чиновника через жесткую и прозрачную регламентацию полномочий и разрешённых действий

Несомненно, что только комплексные мероприятия по противодействию коррупции и борьбы с ней, в т. ч. и профилактического характера, при максимальном включении в эту борьбу все сообщества граждан России.

Вместе с тем, создаётся такое впечатление, что борьба с коррупцией ведётся для «галочки», потому как тот, кто рассказывает о необходимости борьбы с коррупцией, покупает швейцарские часы, раскатывает на роскошных автомобилях, владеет многочисленными квартирами и домам, приобретенные, конечно, не на зарплату. Говоря словами неизвестного нам чиновника: «Это смешно, когда депутаты борются с коррупцией, — это что-то вроде акции «пчелы против меда».

Принимая во внимание значимость международного опыта в противодействии коррупции с учётом достигнутых результатов следует признать эффективность работы GRECO и полезность рекомендаций, но в свете комментария Первого заместителя генпрокурора России Александра Буксмана, возникают опасения о том, что рекомендации эти будут использованы для демонстрации активной борьбы с коррупцией, а на самом деле станут ещё одним способом борьбы с неугодными в борьбе за властные полномочия. Например, неоднозначна оценка инициативе Генпрокуратуры России о введении в уголовное законодательство понятия «нематериальной» взятки.

«В соответствии с рекомендациями ГРЕКО по распоряжению Генерального прокурора начата работа по подготовке проектов изменений в Уголовный кодекс. Речь идет о том, чтобы считать взяткой не только деньги или другие выгоды, имеющие денежную стоимость, но и вообще любые преимущества нематериального характера», — рассказал Буксман ИТАР-ТАСС.

По мнению Генпрокуратуры к понятию «нематериальной» взятки должны быть включены в частности такие нематериальные преимущества, рыночную стоимость которых невозможно установить, как например, позитивные отзывы в прессе, повышение по службе или предоставление возможностей по работе, выдачу дипломов, оказание сексуальных услуг. Получается, так, что любой позитивный отзыв может послужит причиной обвинения в коррупции, потому как непонятен механизм выявления причинно-следственной связи между отзывом, как «нематериальной» взятки и действием чиновника-корруционера.

Или возьмём такое «нематериальное» преимущество как оказание сексуальных услуг. Исключая аморальный аспект использования сексуальных услуг, возникает вопрос о том, в чём же выражается нематериальное преимущество, рыночную стоимость которого невозможно установить? Другое дело, когда речь идёт о нематериальном благе, но ведь о них — нематериальных благах нет и речи. А стоит признать, что зря. «Дьявол кроется в мелочах» и именно поэтому чёткость и филигранность формулировок и применяемых терминов зачастую и определяет эффективность предлагаемых способов борьбы с коррупцией и противодействия ей.

Уж лучше бы были приняты рекомендации GRECO по включении в понятие взятки получение должностным лицом выгод не только для себя и своих близких, но и для любых других третьих лиц, включая частные компании.

Но в любом случае хотелось бы надеяться, что инициатива Генпрокуратуры превратится в эффективный механизм борьбы с коррупцией и противодействия ей, а не станет воплощением расхожей фразы видного чиновника: «Хотели как лучше, а получилось как всегда».